На первый взгляд штаны кажутся необходимой частью костюма мужчин. Но было так, да и сегодня есть не у всякого народа. Древние римляне свято считали штаны одеждой варваров, которую не гоже носить благородному римлянину. Римляне именовали Галлию (нынешнюю Францию) «Галлия комата» - что значило «косматая Галлия» по причине обычных там воинов-кельтов, всегда шедших в бой с вздыбленной шевелюрой, а также «Галлия брактеата», то бишь «Галлия в штанах». Кельты в отличие от древних римлян носили штаны.
Этот вид одежды, по исследованиям ученых, занесен был на европейские земли, к славян в том числе, кочевниками весьма древних времен. Первоначально штаны появились по причине ездить верхом. Штаны у славян были не больно широкими. На имеющихся изображениях штаны обрисовывали ноги. Их кроили из прямого полотнища, в «шагу», то бишь между штанами делали «ластовицу», чтобы ходить комфортно было. При пренебрежении такой деталью, приходилось бы не шагать, а семенить. По историческим сведениям, штаны шились по щиколотку, а на голени всегда заправлялись в онучи.
Украшали ли славяне свои штаны? По изображению 4 века, штаны могли быть вышиты внизу и спереди. Иных сведений об этом нет. Штаны не имели разреза, на бедрах из держал шнурок – «гашник», вставлялся который под пришитую и отвернутую верхнюю кромку. «Гащами» или «гачами» древние славяне именовали сначала собственно ноги, затем кожу с задних конечностей зверя, впоследствии и штаны. Слово «гача» - «штанина» дожило кое-где и до нашей поры. Теперь становится понятен смысл нынешнего выражения «держать в загашнике» - в наиболее укромном местечке. И действительно, припрятанное за шнурком для штанов, закрывалось верхней одеждой, рубахой, которая не заправлялась в штаники. Позднейший костюм украинцев в этом смысле своеобразное исключение.
«Портки» - иное именование одежды для ног. Знатоки славянской культуры примечают, что «штаны» к нам пришли из языков тюрков где-то в 17 веке и изначально произносились «штоны», а это к оригиналу ближе. Слово «брюки» в употребление вошли при Петре Великом. Оно заимствовано было из германских языков. Германцы некогда усвоили слово «брака» из лексикона древних кельтов, которое значит варварское одеяние для ног.
Слово «понева», по мнениям славянских историков, изначально значило «тканевый кусок», «завеса», «полотенце». Многие считают, что наши предки так именовали не саму одежду, а ткань, из которой ее делали – вариацию полушерстяной ткани и в основном клетчатого рисунка. Но многие этнографы, историки этим словом обозначали набедренную одежду, которую давали девушкам, достигшим возраста невесты и прошедшие инициацию (взросление). В русском языке яркое выражение «рубаху сняла», что значит наступление взросления девочки.
Вероятно, самые древние поневы собой представляли три несшитых куска материи, скрепляющиеся пояском на талии. Потом их сшивали, делая один разрез – на боку, спереди. В некоторых деревнях подобные поневы дожили до нашего века.
Увлекающиеся историческими романами, наверняка, знают про «килт» - юбке для мужчин-горцев Шотландии. По цвету и характеру клеток на этой юбке знатоки точно определяют, к какому клану принадлежит облаченный в килт человек. При этом не каждому известно, что в начале 20 века в России по клеткам поневы у крестьян можно угадать было уезд, губернию, даже деревню, откуда прибыла крестьянка. В северной части Рязанской губернии ходили в темно-синих либо черных поневах с клетками из цветных, белых нитей. На рубеже Рязанской с Тульской губерниями цвет поневы был красным, а нити белыми и черными. Женщины вятичей, жившие некогда в Тамбовской, Рязанской, Калужской, Орловской областях, любили синие поневы в клетку. Чуть западнее, на землях радимичей, клетки у поневы были уже красными.
Близкие славянские соседи – скандинавы, балты носили иную женскую одежду, состоявшую из пары полотнищ, спереди и сзади соединены сверху рубахи лямками. Подобная одежда повлияла на русский костюм. Так появился сарафан, считавшийся первоначально длинной одеждой для мужчин.
Оставить комментарий