В настоящее время редко можно встретить амулеты, изготовленные с применением рунических символов, хотя именно в этом и заключается одно из их изначальных предназначений. Какое-то время исследователи считали руны всего лишь буквенными знаками. Некоторые из них приписывали рунам также значение цифр, но эта гипотеза так и не была доказана и осталась лишь безосновательной теорией.
Зато достаточно часто руны используются современниками для гадания, как карты Таро. Таким образом, практикующие пытаются узнать грядущие события и с помощью этих знаний изменить их возможный ход, повлиять на определенные обстоятельства. Конечно же, магические рунические символы работают в любом случае. И кому-то даже может показаться, что толковать значение выпавших рун столь же легко, сколь и значение Таро, однако не стоит забывать, рунам несколько несвойственно быть использованными с этой целью.
Различные версии зарождения карт Таро расходятся во мнении о точном месте их происхождения, популярна теория, что система Таро основана на кабалистическом видении мира. В любом случае, появились эти карты в регионе гораздо южнее древней Германии и Скандинавии, куда уходят исторические корни рун. К тому же рунический алфавит известен с более ранних веков, нежели колода Таро, а потому невозможно говорить об их общих этнических корнях. Вся система тех и других основана на разных фундаментах.
Необходимо понимать мировоззрение народов, использовавших руны, разительно отличающееся от мировоззрения южан и людей с востока. Другое восприятие хода времени, понимание стихий, в связи с чем и свою обособленную мифологию рождали условия сурового скандинавского севера. Население Юга и Ближнего Востока имеет представление о четырех стихиях: земле, воздухе, воде и огне. Народы регионов Дальнего Востока, в Японии и Китае насчитывают уже пять стихий: к воде, огню и земле присоединяются металл и дерево. У северян же совокупность 5 стихий составляли: воздух, вода, огонь, земля и лед. Isa – лед представлен одной из рун.
Если говорить о других сходствах, можно вспомнить систему строения Мирового Древа Игдрасиль в скандинавской мифологии, на которую весьма похоже каббалистическое Древо Жизни Сефирот. Представления северян об энергетическом строении человека практически совпадают с представлениями населения стран Южной Америки, которые описаны Карлосом Кастанедой по рассказам Дона Хуана, но яйцеобразная форма «ауры» человека у северян более детализирована. Если Дон Хуан говорил только о четырех отделах энергетического поля, то северная магия имеет их гораздо больше, причем с указанием на то, за что отвечает каждый из этих отделов и какую роль исполняет в жизни человека.
Следует особо отметить, что скандинавская магия, ритуалы, магические действа близко не имеют отношения к сатанизму. Скандинавская религия (в современности ее иногда называют Одинизмом по имени верховного бога Одина) – это, прежде всего, языческая система, в чем-то похожая и перекликающаяся с язычеством древних славян. Христианство на Руси насчитывает лишь тысячу лет, принималось населением оно не так уж охотно, людей зачастую насильно загоняли в реки для проведения обряда крещения. Крест на народах Скандинавии так и вовсе выжигали огнем и мечом. Вплоть до XII века в этих государствах повсеместно можно было наблюдать двоеверие, когда при свете дня люди посещали христианскую церковь, а вдали от посторонних глаз, в своих жилищах, продолжали молить языческих богов о собственных нуждах. Даже и сегодня в селениях Германии и скандинавских стран порой можно наткнуться на особые магические изображения (как правило, защитного свойства), которые называются гальдрамюндами или агисхъяльмами. В этих рисунках зашифрованы рунескрипты, запрещаемые официальной церковью, которая и причислила всех гонимых ею скандинавских местеров рун к стану приверженцев дьявола.
Только в кино, когда хотят добиться максимально острых визуальных эффектов, свершающие ритуал скачут вокруг костра в огромных черных балахонах с капюшоном, изрыгая нечеловеческие звуки перед тем, как приступить к потрошению несчастных, ни в чем неповинных животных. Но кинематограф, как известно, редко правильно отражает реальную действительность, которая проще и сложнее одновременно. Вспомните, в каких условиях жили скандинавы в древние и средние века. Любой странствующий воин должен обладать не просто стойким характером и умением сражаться, но и применять хотя бы самые простейшие приемы магической защиты, в том числе и боевой. Постоянно сменяя место стоянки, разве можно каждый раз строить стационарный алтарь, перемещаться с крупным и тяжелым специальным инструментом, иметь многочисленную атрибутику? Самые сложные действа, требуют, конечно же, очень тщательной предварительной подготовки, что не включает отказ от удовлетворения естественных потребностей, как то полное уединение в течение долгого времени, или питание одной лишь подножной травой, или отказ от супружеских обязанностей. Девы Судьбы – Норны ведут воина по тропе жизни и помогают ему в свершении дел. Только железной волей, холодным разумом и полным самообладанием должен обладать воин и маг, только без этих качеств воин никогда не одержит победу в бою, а маг не обретет силы.
Даже начинающим практикам магии известно, что в их работе не последнее значение имеют форма и цвет используемого материала, его качества, для проведения ритуала необходимо выбирать подходящее время суток и даже время года. Существуют также требования для изготовления магических предметов использовать лишь такие же магические инструменты и исходный материал. Немного другое отношение подразумевается у кельтов, вообще у всех северных народов. Вся система основана на том, что магическую силу предметам придают, прежде всего, правильные мысли человека, настрой психики, сама личность должна быть соответствующей. При нужном духовном подходе любой предмет в руках мага приобретет магические свойства – в процессе совершения ритуалов. Современным практикующим магам достаточно купить в обычном магазине необходимую посуду (нож или чашу), другие предметы, в том числе и одежду, а после использовать их лишь только для совершения магических ритуалов, и нет необходимости «колдовать» над всеми этими вещами, прежде чем смочь использовать их в ритуальных действах.
Скандинавское мировоззрение в целом и магия в частности не имеют понятия Добра и Зла. Одно и то же событие с различных точек зрения может оказаться и добрым, и злым, а значит, нет Абсолютного Добра или Зла. Также магию нельзя называть черной или белой, или серой. Маг «белый», чтобы избежать общения с определенной личностью, попытается ее от себя «отпустить». Маг «серый» постарается повлиять на действия человека, «запретив» ему приближаться. Маг «черный» предпримет радикальные меры и нанесет непосредственный вред жизни и здоровью досадившего ему. Просто разные люди достигают своих целей по-разному, а сами методы принадлежат одной и той же магической системе. Заранее нужно подумать о последствиях, которые могут настичь и после телесной смерти. Неизвестно, что ждет «черного» мага погубившего одну или несколько душ, когда прервется его жизненный путь, однако целый ряд неприятных последующих событий ему обеспечен. Действия «белого» мага могут не оказать должного воздействия, и тогда он начнет сомневаться в собственных силах, в своих богах, он уже не сможет оставаться магом. Сила воздействия «серого» мага, скорее всего, поможет ему достичь цели, а небольшой дар богам искупит его ответственность за небольшое вмешательство в чужую человеческую судьбу.
С помощью рун можно творить какие угодно великие дела, однако не стоит рассчитывать на их помощь, если вы сами не способны принять ответственность за свои поступки, если дух недостаточно крепок для свершений. Каждый получает ровно столько, сколько способен принять. Невозможно получить что-то просто так и свои желания необходимо соотносить со своими возможностями. Желать тоже нужно уметь правильно, а целью своей ставить самосовершенствование во всем. На этом фундаменте построено здание германо-скандинавского мышления. Чтобы что-то получить, в это что-то необходимо сначала вложить свой труд. Идеи не реализовываются сами собой, от одной только их задумки. Если алкоголик из соседнего подъезда мечтает только о бутылке водки, усилия его направлены на получение это самой бутылки, ее он и получает в результате, а о большем только изредка мечтает. Если все мысли примерного семьянина направлены на то, какими способами прокормить семью, то получает он в итоге лишь кусок хлеба. Когда же деятельный человек держит в уме планы и способы их реализации, что-то для этого предпринимает, получает он по заслугам и замыслам своим. Полученный результат будет соответствовать задуманному, только если в его воплощение вложить все свои силы, использовать максимально возможностей. В работе с людьми можно заработать плохое отношение и получить отказ от оплаты, но маг общается еще и с богами, а их гнев, даже просто немилостивое отношение, аукаются куда серьезнее. От богов не закрыться в собственном доме, не спрятаться в чужом городе или стране, их месть распространится на все сферы жизни нерадивого мага, а возможно, и на его семью.
И здесь кроется большая опасность. Человек часто переоценивает свои духовные возможности, особенно если он относительно благополучно устроен в материальном плане. Невозможно за деньги обрести волевые качества характера. «Работа» мага предполагает постоянную работу над собой, своим телом и духом, своей психикой и сознанием, что требует немало силы воли. Невозможно одну неделю отводить самосовершенствованию, уже на следующей оставлять это занятие, поддавшись мирскому течению, чтобы еще через неделю вновь заняться своим духом. Магом нужно именно быть – каждый день круглые сутки. Тот, кто решится встать на путь мага, уже не сможет повернуть назад. И ему либо придется стать по-настоящему хорошим магом, либо – как боги рассудят.
Если уж речь зашла об оплате по заслугам, стоит упомянуть и благодарность. В обычаях северян водится платить за проделанную работу. И если в работе с клиентами практик получает реальные материальные блага (кто-то назначает строгую таксу, кто-то берет не более, чем ему могут отдать в благодарность), то богам тоже необходимо преподносить дары – благодарить их за благосклонность. Как правило, это бокал сока или некрепкого алкогольного напитка – вина или пива. Выбирая сок для жертвоприношения, предпочтение стоит отдавать привычным для нашей климатической зоны фруктам и овощам. Ведь северные боги не знакомы с маракуйей и папайей или уже столь привычными для нас бананами и апельсинами. Предпочтительнее соки из яблок, груш, вишни, что-то, что произрастает не на далеких югах, и поближе к северу. В случае с пивом истинными считаются темные сорта, поскольку светлые начали изготавливать не более двух веков назад. Вино же лучше сухое. Если же не имеется под рукой ничего из перечисленного, в крайнем случае, преподнести богам и что-то покрепче (хотя они не жалуют слишком крепких напитков), этот аспект не самый наиважнейший в практике.
Перед тем, как приступить к работе с рунами, их необходимо хотя бы выучить. Не приблизительно понять смысл, а постараться проникнуться ими до глубины души, «помедитировать» над ними, прочувствовать их.
К классическим Футаркам относят Старший и Младший. Старшим Футарком называют древнегерманский рунический алфавит, Младшими – рунические ряды других народов, в том числе и англосаксонские. Применение в магии этих рун практикуется на протяжении многих веков, но это не значит, что они «отжили» свое. Большинство рунических символов вне Старшего и Младшего Футарка являются «новоделом», а подделка редко столь же ценна, как настоящая древность.
Множество текстов Старшей и Младшей Эдд посвящено рунам, их истории происхождения, мифологии, с ними связанной. К сожалению, эти книги уже давно не переиздавались, теперь их можно найти только в библиотеках. Что касается России, то весьма маловероятно обнаружить Старшую или Младшую Эдду в чьей-либо личной библиотеке, большей частью эти издания пылятся на полках публичных книгохранилищ.
Каждая руна имеет свое буквенное соответствие (Ф, У, Т, А, Р, К – первые буквы рунического древнегерманского алфавита), каждой из них соответствует своя виса (восьмистишие), каждая имеет свое понятийное значение и магическое применение.
Наиболее широкое распространение в древнем мире имело искусство применения отдельных рун, без необходимости трактовки связей с другими руническими знаками. В силу определенной элементарности этим искусством владели простые люди, а не только маги и жрецы, ведь защитить свой дом, угодья, скот, призвать на помощь богов должен был уметь каждый. Гадание на рунах (руническая мантика) относится к этой же ветви рунической магии. Исследователи не без оснований полагают, что древние славяне также практиковали магию отдельных рун и даже имели свой собственный рунический алфавит, а не использовали только древнегерманские символы.
Любой знак рунического ряда может быть применен в тех или иных магических целях, будь то изготовление магического атрибута или же придание уже готовому предмету магических свойств.
Суть действа с применением отдельной руны заключается в том, что при начертании каждой из них оказывается некоторое воздействие на окружающий мир. Изображение наносили на что угодно. К примеру, защитную руну Альгиз в случае опасности, когда просто нет времени искать подходящую основу и инструмент для нанесения рисунка, можно было просто начертать рукой прямо в воздухе перед собой. Самое простое далеко не всегда означает наименьшую силу воздействия, как можно было бы предположить. Это не банальное упрощение ритуала. Даже в более поздние времена, когда были составлены многие сложные рунические заклятья, наработаны технологии создания рунических формул, нередко имело место использование отдельных рун. Подтверждением тому служат тексты, написанные рунами Младшего Футарка или латиницей, в которые в единичном виде добавлялись руны Старшего Футарка. Такое смешение необходимо было для большей концентрации смысла и придания силы фразе, избежав при этом необходимости использовать большее количество символов, которые во взаимодействии могут подавлять друг друга либо и вовсе повлечь непредсказуемые последствия. Меньшее количество активных рун в надписи, как меньшее количество слов в разговоре, придают тексту четкость, его влияние становится более направленным. Таким образом, у мастеров зародилась идея выполнять магические надписи на латинице, лишь разбавляя ее самыми необходимыми рунами. В таком виде исполнена надпись из Честер-ле-Стрит, в которой имя Эдмунд содержит две руны: Манназ и Наутиз. Более известно в современности волшебное кольцо из Ланкашира, надпись на котором также выполнена латиницей, но с большим добавлением старших рун.
Сама Старшая Эдда дает указания, как применять магию отдельных рун. В следующем отрывке одной из ее песен – в «Речах Сигрдривы» описаны возможные способы использования двух рун:
Руны победы,
коль ты к ней стремишься,
вырежи их на меча рукояти
и дважды пометь имен
именем Тюра!
Здесь речь идет о руне t, Тейваз – руне бога Тюра
Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,-
руну Науд – на ногте.
В данном отрывке говорится о руне n, Науд – руне Пива или руны Нужды.
В истории имеется немало примеров такого применения рун, как указывается в приведенном отрывке. В Холборо (Англия) найден наконечник копья с выгравированной на нем руной Тейваз. Находка датируется VI в.н.э. Более ранние свидетельства обнаружены при археологических раскопках на Нидамском болоте. Когда-то под ним были погребены четыре корабля. Борт одного их них содержал бесценный груз: обоюдоострые мечи с рукоятками из дерева, покрытого серебром, костью и бронзой, общим числом более сотни. Там же сохранилось около пятисот экземпляров наконечников стрел и копий с древками, на которых были нанесены pуны Тейваз и Альгиз. Это захоронение относится к периоду III-IV веков н.э.
Вполне естественно, что рунические знаки применялись не только в качестве буквенных символов для определения имени предмета или человека, его создавшего. Изначально символы и знаки, которые являются предками современных литер, несли магическую смысловую нагрузку. К уже перечисленным примерам необходимо добавить древние кельтские, а также славянские амулеты, которые находят археологи в великом множестве.
На этих оберегах изображены рунические символы или же очень похожие на них рисунки. Поражает тот факт, что знаки, вошедшие в состав рунических алфавитов, известных со времен раннего средневековья, на несколько тысяч лет старше любой известной на сегодняшний день системы письма.
Существует две формы практики рунической магии. Во-первых, это изображение рун на предметах, имеющих собственное функциональное применение. Это могут быть орудия труда, или боевое оружие, или же просто домашняя утварь. Во-вторых, прикладная руническая магия направлена на изготовление специальных амулетов. Действие нанесенных на такие талисманы рунических знаков направлено на достижение определенных целей с помощью магических сил. В Скандинавии эти амулеты носили название таув (от древнего исландского taufr) или хлут (др.-исл. hlutr). Их различие в том, что термином таув обозначали, как правило, только амулеты с руническими символами. Хлутом же мог стать любой предмет, по какой-либо причине считавшийся священным. На нем могли быть изображены абсолютно любые знаки либо они могли и вовсе не иметь никаких символов. Таув – это также особые пластинки, применявшиеся для гадания, на которых изображались отдельные руны Футарка, а также сама руническая магии талисманов в целом могла называться этим именем.
Богатый материал археологических находок имеет немало примеров практического применения обеих областей рунической магии. Современникам известны амулеты, являющиеся носителями отдельных рун или их комбинаций, известны также древние предметы, чьи функциональные свойства древние пытались улучшить, нанося на них руны и рисунки-гальдрастафы, придавая им, таким образом, волшебные качества.
Как уже было сказано, практика отдельных рун – простейшая форма прикладной рунической магии. Более сложным является искусство создания рунических формул заклинания, которые, как и одиночные руны, применялись в создании амулетов – таувов или наносились на иные предметы. Очевидно, что магическое слово должно быть составлено из нескольких рун, его иногда называют рунетейнном. Термин рунетейнн введен уже современниками Это сложносоставное слово образовано от двух других: руна и тейнн. В древней Исландии teinn употреблялось в двух значениях – «священное слово» или «палочка», им часто обозначали комбинации алфавитных символов, несущих магический или сакральный смысл.
Стоит отметить, что сочетание двух значений («священное слово» и «палочка») в одном слове teinn вовсе не случайно. Все дело в том, что когда-то письмена, простые или же магические заклинания, выполнялись вырезанием на жезлах или специальных палочках. Таким образом, вполне правомерно называть рунические слова, в том числе и заклинательные, рунической палочкой – рунетейнном.
Скандинавские мастера, «специализирующиеся» на искусстве составления рунических заклинаний и применении их в практике, называли себя эрилями. Это слово уже само по себе имеет магическую силу. Его нередко можно встретить в надписях на различных ювелирных изделиях, когда-то принадлежавших самим магам. Известный шведский артефакт, датируемый VI веком, имеет руническую надпись «ek erilaR sa wilagaR hateka», что можно перевести как «я, эpиль, - хитрым прозываюсь». Этот талисман, очевидно когда-то принадлежавший магу, называют линдхольмским амулетом, он изготовлен из кости.
Древнескандинавская литература также имеет примеры практического применения рунических магических слов. Пожалуй, самым знаменитым скандинавским скальдом, воином и эрилем можно признать Эгиля, о деяниях и подвигах которого повествует «Сага об Эгиле». Однажды во время пиршества Эгиль заподозрил, что брага в поднесенном ему роге отравлена ядом. Тогда он вырезал на этом роге некие руны, окрасив их собственной кровью. Осколки рога разлетелись из рук Эгиля, подтвердив правомерность его подозрений в подлых замыслах подносителей угощения.
О мудрости мастера свидетельствует и другая история. Как-то в скитаниях к Эгилю обратились родители тяжело и давно болеющей девушки. Они были наслышаны о его магической силе и просили исцеления дочери. Эгиль, как истинный маг, не смог отказать молящим о помощи в несчастье. Он вошел в дом и обнаружил в кровати заболевшей девушки талисман-таув. Родители пояснили, что амулет вырезал местный эриль, к которому они обращались ранее за исцелением. Разбирая рунические надписи на рыбной кости Эгиль выяснил, что их комбинация была составлена неверно, результатом чего стало не выздоровление, а только усугубление болезни. Тогда Эгиль произнес вису:
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой1.
После чего он уничтожил неправильную надпись и вырезал новую. Благодаря Эгилю девушка вскоре выздоровела.
Подобные мифические сказания являются письменным источником знаний о способах применения рунетейннов. Фактическое же подтверждение содержится в находках археологов и представляет собой обширный, значительный для исследований этой области рунической магии, материал.
Систематизация данных археологии и эпиграфики позволяет выделить три типичные формы рунетейннов. Первая, это стандартные комбинации рун, образующие рунические слова сакрального смысла. Многие найденные древние предметы имеют надписи, составленные из таких слов, но, к сожалению, далеко не всегда удается восстановить их значение с должной степенью достоверности. Во-вторых, это создание с целью оказания определенного воздействия рунических комбинаций по одной из уже выработанных стандартных схем. В качестве примера здесь можно привести традицию трехрунных заклятий. Третий вариант рунетейннов представляет собой имена богов и их атрибутики, написанные рунами, другие сакральные или же просто имеющие отношение к магии слова. Далее будут рассмотрены эти три формы рунетейннов чуть более подробно.
1. Использование рунических слов сакрального содержания. Самые известные из них встречаются на найденных древних украшениях, на предметах быта или вооружения.
Alu. Это руническое слово имеет весьма широкое распространение. Принято считать, что это самое мощное заклинательное слово. Происхождение его, вероятно, восходит к древнейшей основе al, означающей у народов северной Европы магию вообще или магическую силу в частности. Практическое магическое применение было разнообразным. Из наиболее общих трактовок можно привести «мудрость, посвящение, магическая власть и сила». Это слово-заклятье нередко употреблялось в некоторых модификациях: «s1alu» - здесь оно дополнено «s1» – руной победы и могущества; «fo1s1alu» - еще более сложный вариант, его применение известно по брактеату из Факсе;
«ha1g alu» - значение этого варианта употребления комбинации рун на сегодняшний день не восстановлено.
Sar – еще одно руническое сакральное слово, имеющее широкое применение. Реконструкторы рун склоняются к значению «странствие в поисках Силы». Понимать это выражение следует как в прямом, так и в переносном смысле.
Auja. Само слово переводится как «удача». Соответственно, рунетейнн «Auja» должно призывать добрую удачу в свершениях.
Xgibu1auja – это усложненный вариант «удачи», образованный соединением двух слов. Понимать это руническое словосочетание надо следующим образом: «давать (приносить) удачу» или «дающий (приносящий) удачу». Примечательно, что здесь применяется также руна Гебо, которая в целом отвечает смыслу заклятья, усиливает его.
Lapu. Довольно распространено в сакральных комбинациях с другими руническими словами. Вероятно, слово происходит от древней основы, значащей «призыв», «приглашение», а потому используется в составе заклятий призывающих.
Laukaz. Многие исследователи ассоциируют его с древнескандинавским «laukaz» в значении «дикий лук», почитающийся как священное растение, имеющее значительную магическую силу, как правило, защитного свойства. Само руническое слово обладает охранительным воздействием.
2. Комбинация рун, составленная по стандартному в скандинавском руническом искусстве алгоритму. Самой распространенной и простой из этих схем является комбинация из трех одинаковых рун, соответствующих преследуемой цели – «утроение рун». Известны также более сложные техники, которые создают триадные заклинания и палиндромические рунетейнны.
3. Использование в заклинаниях слов, несущих сакральный смысл, имеющих отношение к магии или божественным именам и их атрибутам. Могущество несли также слова, именующие мастеров нордической традиции: Vitki – «маг», «колдун» или, как и Erilaz – «повелитель рун»; Gothi – «служитель культа» или «жрец».
Расцвет рунического искусства пришелся на первое тысячелетие от Рождества Христова. С течением веков практики вносили свои корректировки, что-то было позабыто, что-то вновь обретено (а зачастую, просто выдумано). Весьма сомнительно в этой связи использование рунескриптов, являющихся нововведением в практике рунетейнна. Опытные мастера предпочитают не обращаться без особой на то нужды к рунескриптам, поскольку нет уверенности в форме и законах их составления, отвечающих тем, которыми руководствовались в древности. Весьма сомнительно, к примеру, определение рунескрипта Лизы Пешель: «группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указывающих своим расположением на определенный результат». То есть она полагает, что первая в ряду рунескриптов руна должна повлиять на ближайшее по времени событие, а последняя руна в ряду – на последнее, соответственно. Не стоит забывать, что руны, заключенные в одной рунической надписи, взаимодействуют другу с другом, зачастую изменяя сакральный смысл надписи. Не стоит в одном тексте трактовать значение лишь отдельных рун без их внутренней взаимосвязи, так же как не стоит «выдергивать» слова из контекста, рискуя потерять смысл целого. Одни только знания магического значения рун и здравая (на взгляд практикующего) логика не являются достаточными для создания эффективных рунескриптов, представляющихся многим специалистам весьма неустойчивыми неоднозначными образованиями.
Оставить комментарий