Рукава и Пояс в Славянской одежде

У славян рукава на рубахах всегда были широкие и непременно длинные, а близ запястья обхватывались тесемкой. Отметим, у скандинавов, которые в ту пору носили рубахи аналогичного покроя, завязывание таких тесемок было знаком нежного внимания, чуть ли не прямым объяснением любви между влюбленными.

У женщин на праздничных рубахах тесемочки заменялись застегивающимися браслетиками – «обручами». Рукава таких рубах всегда были длиннее рук, и в распущенном виде эти рукава доходили до земли. У древних славян каждый праздник носил религиозный характер и нарядные одежды они одевали не только ради красоты – одновременно они были и ритуальными одеждами. На браслете 12 века, который сделан был для религиозных праздников, имеется изображение девушки, кружащейся в магическом танце. Ее длинные локоны разметались, а руки взлетают в спущенных рукавах, словно крылья лебедя. Историки полагают, это танец дев-птиц, которые земле несут плодородие. Славяне с юга именуют их «вилами», у западноевропейских народов - «виллис», а в древнерусских мифах к ним очень близки русалки. Помнят все сказки о девах-птицах: герой иногда у них похищает расписные наряды. И сказку о лягушке-царевне: помазание спущенными рукавами в ней играет не последнее значение. Сказки эти намекают на ритуальную одежду женщин времен язычества.

Славянские женщины носили пояса вязаные либо тканые. Но они долго не могут храниться в земле, поэтому археологи и не находили их. Из-за этого долгое время полагалось, что одежды женщин вообще не подпоясывались. Ременные пояса на Руси были своеобразным символом мужского престижа. Такие пояса женщина никогда не носили. Почти каждый взрослый свободный мужчина на Руси был потенциальным воином, именно пояс являлся чуть ли не ключевым символом воинского достоинства. А в Западной Европе полноправный рыцарь именовался «опоясанным», в рыцарские атрибуты пояс входил на равных со шпорами. На Руси ходило выражение «отрешить пояса» - то бишь лишить звания воина. Поясные наборы мирных славян менялись по племенам: к примеру, вятичи любили лировидные пряжки. У профессиональных вояк пояса были одинаковы.

Самыми почитаемыми были пояса, сделанные из кожи тура и непременно дикого. Полоски кожи для подобных поясов стремились добыть на охоте, когда животное получило смертельные раны, но дух ещё не испустило. Но эти пояса были редкостью – весьма опасными считались бесстрашные, могучие лесные быки. Было поверье, что подобные пояса отлично помогали роженицам.

Женщины и мужчины к поясам привешивали различные подручные предметы: кресала, ножи, ключи. У скандинавов связка с ключами близ пояса считалась своеобразным символом власти домовитой хозяюшки. У финских и славянских женщин обязательным поясным атрибутом был игольник – футлярчик для иголок. Часто на поясе висела сумка для всякой мелочевки под названием «карман». Но пристегивать либо пришивать карманы непосредственно к одеждам стали значительно позже. При захоронении умерших пояс всегда расстегивался, дабы душа основательно покинуло тело.

Оставить комментарий

 

Для отправки сообщения введите код указанный на картинке:

я не робот

Чат с менеджером