Многочисленные сведения о древних славянах – исторические, археологические, топонимические – не дают достоверных знаний о месте и времени формирования праславянского народа. Бесспорно лишь происхождение славян из группы индоевропейских племен (самой обширной из ныне известных), но невозможно определить точно в какое время происходило вычленение славян и его географическая привязка.
Существует множество теорий, гипотез и предположений о предшественниках самих индоевропейцев, однако относятся они к столь древним векам, что невозможно найти неоспоримые доказательства их генетического родства. Что касается происхождения языков индоевропейской семьи, то вероятно существовал какой-то единый праязык. Не исключено, что сложился он из ряда диалектов, но вполне вероятен и распад некоего предшествующего языкового единства. К концу IV тысячелетия до н. э. носители индоевропейских диалектов занимали обширнейшие территории Европы и Азии, что обусловило возникновение особенностей и расхождений в диалектах. Такое развитие обычно называют распадом индоевропейского языка.
Родство балтийских и славянских языков объясняется происхождением этих и некоторых других племен от одних индоевропейских племен. Период близости балтийцев и славян относится, вероятно, ко II тысячелетию до н. э. Уже к середине I тысячелетия до н. э. или даже раньше у славянской группы сформировались собственные отличительные диалектные черты, т.е. примерно в это время и происходило формирование праславянского языка, а следовательно, и праславянской народности.
Наука не имеет точных сведений о хронологии и географии расселения индоевропейцев-предков славян. Ситуация осложняется тем, что древние славяне не имели в то время собственной письменности, а потому археологические раскопки могут свидетельствовать лишь о культуре и быте племен, о приблизительном времени их нахождения на определенных территориях, но не об их точной принадлежности к конкретным народам.
Письменные источники, относящиеся к периоду времени до нашей эры, также ничего не сообщают о славянах. Геродот, в V веке до н. э. побывавший в Ольвии (город-колония южнее современного Николаева на берегу Бугского лимана), подробно сообщает о скифах и их соседях – скифах-земледельцах, будинах, неврах, но все эти этнические наименования никак не связаны со славянами. Римские и греческие авторы I-II в.в. н. э. упоминают о народе венедов (венетов), живущем между Карпатами и Балтийским морем. Если учесть, что слово «венды» используется в немецком языке для обозначения славян, то кажется вполне правдоподобным утверждение о существовании славянских племен в составе венедов. Существует, однако, и мнение, что венеды не имеют со славянами единых предков, и это чужие племена, пришедшие на указанные территории, которые с течением времени позабыли свой родной язык и заговорили по-славянски.
Лишь только в VI в. появляется письменный источник, достоверно свидетельствующий о славянах. Историк Иордан в сочинении «О происхождении и деяниях гетов» называет славян склавенами. Он пишет, что распространившиеся племена венетов теперь именуются в соответствии с принадлежностью к различными родам и расселению по местностям, преимущественно антами и склавенами. Сведения о склавенах передает также византийский историк Прокопий из Кесарии в сочинении «Война с готами». Он пишет о близости антов и склавенов и указывает на то, что некогда эти племена назывались одним именем. В сочинении говорится, что племена жили очень рассеяно, занимая большие территории вдоль обоих берегов реки Истры (Истр – это фракийское название нижнего течения Дуная, которое употребляли римляне и греки).
Материалы археологических раскопок свидетельствуют о присутствии на территории Восточной и Центральной Европы сразу нескольких археологических культур, часть из которых имеет прямое отношение к становлению славян. Предки славян в V-VII в.в. распространялись на значительных территориях от Эльбы до Днепра и от Балтийского побережья до Балканского полуострова. Важнейшими признаками, по которым можно определить принадлежность к культуре славян, считается глиняная лепная посуда, особенности домостроительства и обряды погребения. По этим особенностям и выделяется три крупные группы славянских племен.
Для первой, проживающей на территории от реки Эльбы до Припятского Полесья, характерны глиняные высокие горшки в форме усеченного конуса со слегка зауженным горлышком. Посуда изготавливалась без гончарного круга и не имела орнаментов. Дома строились срубные и полуземлянки. Обряд кремации постепенно вытеснялся захоронениями в курганах.
Вторая группировка проживала в южных территориях в междуречье Днепра и Дуная, в Среднем и Нижнем Подунавье и на севере Балканского полуострова. Найденная здесь толстостенная керамика также не имеет орнамента, а в глину добавляли дресву. Жилища этих племен были полуземляночными. Большая часть захоронений производилась по обряду кремации, но встречаются и грунтовые могильники без курганов.
Третья группировка располагалась в северо-западной части. Ручная керамика не имеет украшений, горшки невысокие и выпуклой формы. Дома эти племена строили наземными. Умерших здесь сжигали вплоть до Х века, а пепел раскидывали по земле.
Все эти археологические свидетельства указывают лишь на некие славянские ареалы, но для точной интерпретации они нуждаются в сравнении с другими материалами.
Большое место в установлении этнического происхождения занимают лингвистические исследования и, в частности, изучение географических наименований. Наиболее постоянными, а потому и достоверными, являются гидронимы – названия водных географических объектов. В то время, как города изменялись, реки продолжали течь по своему руслу. Использование названий гор при изучении вопросов происхождения славян также не представляется возможным, так как заселение происходило большей частью вне горной местности.
Использование топонимических сведений для разрешения вопроса о славянской прародине также носит недостаточно убедительный характер. На большой территории севернее Десны и Припяти, в том числе в бассейнах Немана, до Балтийского Побережья, в районе Западной Двины и в верховьях Волги наиболее распространены балтские названия рек. За Волгой, в бассейне Дона и нижнего Днепра много гидронимов иранского происхождения. Славянские названия вперемешку с балтскими – в правой половине бассейна Припяти, причем славянские названия рек здесь имеют архаичную форму. Гидронимы славянского происхождения весьма распространены в междуречье Десны и Днепра.
Необходимо учитывать, что топонимика тесно связана с этимологией. Чем древнее топоним, тем сложнее определить историю словообразования. Это связно с установлением звукового соответствия и этнической принадлежности корневых морфем в составе наименований. Многие названия рек имеют различные, зачастую противоречивые объяснения.
Первым древнерусским памятником письменности, в которой автор пытается проследить историю происхождения славянского народа, является «Повесть временных лет». Летописец исходит из библейской истории о столпотворении, когда люди были рассеяны по всей земле, заговорив на разных языках и разучившись понимать друг друга. Происхождение славян Нестор (вероятный автор «Повести временных лет») ведет от одного из сыновей Ноя – Иафета. После потопа потомки Ноя разошлись по разным сторонам света, а Яфет (Иафет) пошел на север, где продолжили свой род его потомки – предки славян. Несмотря на то, что многие историки прошлого относились к этой информации с полным доверием, она, скорее всего, не может считаться вполне достоверной, она лишь развивает мифические библейские истории и не имеет под собой реальных доказательств. И, тем не менее, в последнее время версия о дунайско-балканской прародине славян становится все популярнее, поскольку подкрепляется некоторыми другими источниками и данными лексики.
Вопрос о происхождении славян и по сей день остается открытым. Проблема не только не разрешена, но, вероятно, и не разрешима. Тем не менее, интерес ученых к этой теме растет, появляются новые версии, подкрепляемые редкими новыми свидетельствами. Некоторые историки относят прародину славян на восток Азии, другие – на восток Европы к бассейну Волги и Оки, третьи – к рекам Неман и Западной Двине. При этом большинство ученых не просто допускает, а считает очевидными промежуточные остановки славян в процессе миграции на тех или иных территориях.
Так или иначе, примерно к середине первого тысячелетия нашей эры славянские племена занимали обширнейшую территорию между Днепром и Одрой. Поскольку до этого времени ранний праславянский язык обладал определенным единством и диалектные различия были незначительными, можно предположить, что изначальная территория, на которой обитали носители праславянского языка, была более ограничена. Уже после расселения в междуречье Одры и Днепра, когда сообщение между племенами было затруднено протяженностью территории и отсутствием транспортных артерий, началось усиление диалектной раздробленности. В среде западнославянских диалектов выделяются подгруппы северная (пралехитская) и южная (прачешско-словацкая). У восточнославянских племен разделение происходит на восточную (или северо-восточную), заложившую основу для современных восточнославянских языков, и южную, от которой произошли, скорее всего, языки словенский, сербскохорватский, македонский и болгарский.
Заселение славянами значительной территории Восточной Европы, в том числе и Балкан, произошло в VII в. К этому времени славяне уже дошли до Эльбы и продвинулись еще западнее, на севере достигли Балтийского моря, а на востоке распространились за Днепр. Дальнейшее продвижение славян на восток значительно облегчалось малочисленностью местных племен или даже их полное отсутствие. Во втором тысячелетии западные славяне также продвинулись восточнее, преимущественно к границам рек Нисы и Одры, и лишь несколько небольших групп славян оставались западнее от этих рек. Юго-восток славяне заселили уже к концу конце I тысячелетия, дойдя до побережья Черного моря, а северо-восток вплоть до Белого моря был занят в первых столетиях II тысячелетия.
Оставить комментарий