Когда богов забывают, они не умирают. Боги существуют, пока существует их народ – люди, населяющие Мидгард. Когда души и сердца народа вспомнят своих богов, наступит их время – время богов и богинь Севера.
Настоящий клад божественных архетипов ждет ищущего на духовном пути к Северу. И таких троп несколько, но главная из них – изучение и душевное интегрирование тевтонских Мифов и Законов. Без знания истории и культуры почти бессмысленна религиозная практика, ритуалы жертвоприношения, поиск провидения и магические взывания к божествам.
Изучить божественный пантеон всей тевтонской группы – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Сложность в том, хотя бы, что не существует единой общегерманской, теологами стандартизированной мифологии. Известно четыре крупные ветви тевтонской традиции: скандинавская – северная, англосаксонская – западная, восточная – готская и южная – немецкая. Все четыре имеют явные общие основы и в то же время некоторые моменты разительно отличаются. Проблема для искателя состоит в том, что только скандинавские традиции более или менее собраны воедино и запечатлены в тексте – в «Эддами» («Эдде»). Это название собрания скандинавских мифов и сказаний относительно условно, до сих пор не ясно точное происхождение этого слова.
«Младшая Эдда» («Прозаическая Эдда») – так назвал свою книгу исландский поэт и историк Сноppи Стуpлусон (1178 – 1241). Книга содержит вольный прозаический пересказ германской мифологии. Судя по всему, в труде использована лишь ничтожная часть всего богатейшего материала северных мифов, еще живших в памяти средневекового народа.
В 1643 году исландским ученым Бpиньольвом Свейнссоном был найден манускрипт с текстами песен о скандинавских богах и героях. Обнаруженные тогда стихи сейчас известны как «Старшая Эдда» («Поэтическая Эдда» или «Песенная Эдда»).
Мифы остальных ветвей тевтонской группы большей частью утеряны и фрагментарны.
Но религия не исчерпывается одними лишь мифами, хотя они и являются полезной и неотъемлемой ее частью, иллюстрирующей различные религиозные обряды. С практической точки зрения знание представлений древних о мироустройстве не является обязательным. Ведь далеко не все христиане или иудеи исповедуют свою религию, изучив перед этим досконально Библию, далеко не все из них даже хотя бы раз прочитали или просто держали в руках эту священную книгу.
Объектом всенародного поклонения служила лишь небольшая группа германских божеств, что значительно упрощает ситуацию. Имена богов официального культа легко найти на карте севера Европы. Английский Ванбороу и немецкий Годесберг – Холм Богов; датский Торслев – Поле Тора; шведский Торсо – остров Тора; норвежский Фройхов или шведская же Фротуна – Храм Фрейи. Все эти топонимы явственно отражают, каким богам в своих храмах поклонялись народы, населяющие эти территории.
Бесспорно наличие великого множества других богов и богинь, но все они имеют гораздо более узкое значение. Такие божества, как правило, выполняют весьма специфические функции либо применимы лишь в кругу домашней религиозной активности. Эти божественные сущности объединяются в функциональные группы: альвы, дисы (от древнеисландского disir – женские божества для вспомоществования при родах и способствующие плодородности почвы), карлики – цварги и проч. В тоже время существуют исключительно мифологические божества, несущие космологическую функцию, дающие понимание о мироустройстве. Весьма значительным из них является, например, Бальдр, причисляемый к асам. Его смерть послужила переломным моментом для истории всего Асгарда, но Бальдр при этом не почитается религиозным культом в обычном понимании.
Целый пантеон северных богов и богинь воплощает собой весь комплект потенциальных человеческих архетипов и опыта. Следующий Северному Пути не может обойтись без знаний о божествах этого пантеона, без внимательного их изучения и понимания.
Три части составляют единую божественную семью и каждая из них имеет свое особое предназначение, свою компетенцию, обеспечивающую жизнеспособное существование остальных частей. Об этих трех частях и их функциях говорят, как правило, как о трех уровнях иерархии.
Первая функция находится в ведении Тиу (Тюра), отвечающего за разум, закон, суждение, меру, и Одина (Вотана), ведающего интуицией, вдохновением, трансформацией. Это две части одной интеллектуальной деятельности, человеческого сознания, они едины и суверенны. Названные боги покровительствовали древним королям, судьям, магам и поэтам.
Воплощение силы (скорее физической), энергии и могущества отражается во второй функции, ответственность за которую возложена на Тора (Тунар). Весь его род – боги воинов.
Наиболее близка обычным человеческим потребностям третья функция – благополучие и физическое здоровье, созидание и восстановление, природные явления. Последние прямо воплощают собой божества крестьян и ремесленников (ваны) – Господь Фрейp и Госпожа Фрейя. Но каждый крестьянин или ремесленник может вдруг оказаться и воином, а ваны обладают лишь собственной магией. Путь Ванов – это целая настоящая система. Его еще называют «Истинная Викка» (от англ. Wicca). Весьма распространена в Великобритании и США как неоязыческая религиозно-магическая система или попросту «ведьмовство». Любой, кто интересуется Северным Путем, должен понимать Путь Ванов.
Все три уровня иерархии составляют единое целое, неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Все три они образуют замкнутый круг, заключены в своеобразное кольцо.
Древние каждому из этих трех сегментов присваивали определенный цвет. Цветовые ассоциации были весьма условны и разнились у племен даже соседних регионов. К слову, «Старшая Эдда» соотносит первую группу с белым цветом, вторую – с красным, третью – с черным.
Таким образом, удобнее обозначать группы божественного семейства не по функциям или их порядковым номерам в соответствии с иерархией, а воспользоваться альтернативной колористической системой. Функции Тюра более подходит белый цвет, Одина – голубой, функция Тора окрашена красным, а Фрейpа и Фрейи (ванов), поскольку они ближе всего к земле, – зеленым.
Традиционно магия признает верховенство над всеми северными богами за Одином и Фрейей. Это два могущественных исконных типа, которым должны следовать маги Тевтонского Пути. Они представляют собой модель такого сознания, к которому необходимо стремится на пути магического развития. Впрочем, северные маги (витки) имеют целый пантеон архетипов для своей духовной практики.
Все высшие божества, как уже упоминалось, подразделяются на асов и ванов. Асы – «социальные» боги и богини, они владеют сознанием, ваны же отвечают за природу и внешние условия, обеспечивающие благополучие. При этом Один и Фрейя легко выходят за грани, им отведенные, они следуют лишь собственной воле.
Асы
Один (Вотан) – для витки это верховный бог. Один покровительствует мастерам рун, пытающимся в своих работах воплотить в реальной жизни архетипические структуры мифов. Один, дабы обрести через руны знания о самом себе, о космосе, о силах, управляющих миром, приносит в жертву сам себя самому же себе в магическом акте инициации. Один – бог поэтов, магов, он открывает видение находящемуся в экстазе, управляет сознанием.
Мастеру рун, познающего образ Одина, открываются скрытые знания из прошлого или будущего, возможность как-то повлиять на ход событий.
В числе триады с Вили и Ве, одержав победу в бою над великаном Имиром, Один принимал участие в создании мира, в котором ныне существуют люди. Изрубленное на куски тело великана было использовано для строительства Мидгарда, череп его стал основанием небесного свода, кровь же его – океаном.
Жилище Одина в Асгарде – дворец Валлгала. Ежедневно там пиршествуют храбрые воины, павшие на поле битвы с оружием в руках – Эйнхерии. Они ждут своего часа, дабы пройти под предводительством Одина на поле последнего боя через все пятьсот сорок врат Валлгалы. В день наступления Рагнарёка, когда должен погибнуть существующий мир, Эйнхерии погибнут уже окончательно и освободят место новому миру.
В руках Одина копье Гунгнир, его верные сопровождающие – два волка Гери и Фреки и два ворона Хугин и Мунин. Всюду следует Всеобщий Отец на восьминогом жеребце Слейпнире, быстрее которого не найти во всех мирах Вселенского Дерева.
Животные, ассоциирующиеся с божественной сущностью Одина, это волки и вороны, кони, орлы, змеи.
Тиу (Тюр) – бог закона (англ. Tiw, дp.-исл. Tyr), покровитель правосудия и здравого смысла, рационального мышления. Тиу знает меру всем вещам, правильное место для каждого предмета и существа в мире справедливого порядка. Тиу можно доверять, ведь это бог Трота (Истинной Веры). Если проводить параллели, то Тиу соответствуют древнегреческий Зевс и древнеримский Юпитер. В нескольких регионах Скандинавии Тиу (Тюр) известен под именами Улльр и Уллинн.
Тор (Тунар) – Громовержец (англ. Thunar, нем. Donar, дp.-сканд. Thorr). Тор – сын Одина богини Земли Эрды (ей также соответствуют имена Арда, Эрд). На этого надежного защитника могут положиться и люди, и сами боги. Тор также воплощает непоколебимую верность Троту, он никогда не предаст. Викинги почитали Тора как «бога простых людей». Вероятно, какое-то время он был главенствующим в пантеоне. Как бы то ни было, в Асатру после Одина это наиболее почитаемый и любимый бог.
Защищая Асгард и Митгард, Тор ведет непрекращающиеся битвы против Великанов Ётунов (Гримтурсов). Своей воинственной мощью он внушает уважение и даже страх богу Огня Локи.
Тор не так быстро соображает, как Один или Локи, однако опыт помогает ему принимать решения быстро и эффективно устранять проблему. Он прост, что выгодно отличает его от других богов, чьи замыслы всегда таят в себе скрытый смысл.
Древние верили, что искренней молитве поможет, прежде всего, Тор, поскольку именно он услышит просьбу первым.
Вооружен Тор волшебным молотом Мьелльниром, выкованным братьями гномами (двергами) Синдри и Броком. После броска это оружие всегда возвращается к своему хозяину. Перемещается Тор на повозке, которую тянут Тангризнир и Тангиост – два козла.
Златовласая богиня Сиф – жена Тора, Труд – его дочь, а рожденные великаншей Магни и Моди – сыновья.
Фрия (дp.-нем. Frija; Фригг – дp.-исл. Frigg) – жена Одина. Также занимает не последнее место в семействе асов. Фрия – покровительница семейного порядка. Древние предания говорят о больших провидческих способностях Фрии. Однако, даже обладая знаниями о будущем, Фрия редко делится ими с другими.
Ваны
Фрейя. Ее имя дословно переводится как «Госпожа». У Фрейи есть брат-близнец Фрейр – «Господин». Фрейя покровительствует магии, отвечает за физическое благополучие.
На шее Фрейи ожерелье Брисингамен – символ природных циклов, контролируемых ею. За это ожерелье Фрейя заплатила четырем гномам четырьмя ночами своей любви.
Из всех богинь в Асатру на сегодняшний день это наиболее известная и самая любимая. Среди северных божеств прослыла она «дикой женщиной» за свободу выбора в любви и сексе. Один из мифов повествует о ярости Фрейи, когда Тор против ее воли пытается в качестве откупа выдать ее замуж за похитившего Мьелльнир великана.
Фрейя также почитается как богиня эроса. Ей есть чему поучить других богов, в том числе и Одина, и простых смертных. Никто не может тягаться с Фрейей в искусстве магических ритуалов и действах, когда требуется измененное состояние сознания (в северной магической практике это называют сейтом; более привычное и понятное название – шаманство).
Фрейя наравне с Одином принимает решение, кто станет победителем в битве.
Эдда рассказывает нам о том, что богиня ванов Фрейя оказалась в Асгарде вместе с братом Фрейром в результате обмена заложниками по окончании войны асов и ванов. Сама же она и стала виновницей этой распри, явившись среди асов под именем Гулльвейг. Блеск небывалой красоты и золота возбудили в асах жадность, зависть, все самое низменное, толкающее к убийству. Три раза Фрейя- Гулльвейг погибала и каждый раз вновь возрождалась.
Ассоциирующиеся с божественной сущностью Фрейи животные – кошка и свинья.
Фрейр покровительствует процветанию в материальном мире, он, как и его сестра Фрейя, ответственен за физическое благополучие, эрос. Его еще называют богом Вселенной – Веральдаргодом. Фрейр также контролирует ход естественных процессов на земле и над землей.
С божественной сущностью Фрейра ассоциируют лошадей, оленей, вепрей.
В древней англосаксонской Англии магию и религию, которой покровительствуют Фрейя и Фрейр, называли словом wiccecraеft, трансформировавшееся с веками в witchcraft – колдовство. Именно поэтому практику современных колдунов и колдуний обозначают словом Wicca.
Ньёрд – это еще один значительный бог рода ванов. Он приходится отцом Госпоже и Господину, а потому неудивительно, что под его покровительством находится материальное благополучие и достаток. Ньёрд контролирует стихию моря и воздуха над ним. Некоторое время его женой была богиня-воительница Скади.
Исследуя традиции древних скандинавов можно обнаружить еще немало божеств Севера, но именно вышеперечисленные являются ключевыми фигурами божественного пантеона. Это главные боги и богини, которым поклонялись и приносили жертвы (дары). Нередко их имена используются в магической практике и в специальных целях.
Ниже также названы имена некоторых божеств, так или иначе упомянутых в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусоном
Локи – бог огня. Не совсем настоящий бог, поскольку происходит из рода Ётунов. Тем не менее, является кровным братом Одина, а потому допущен в клан асов. Красота и обман, хитрость и коварство – эти качества выбирает для покровительства Локи. Он трюкач и проказник, мало кто может соревноваться с ним в чувстве юмора. Вероятно, Локи – оборотная сторона самого Одина.
Улльр – как и Тор проявляет физическую силу и точность координации движений. Его призывают, когда требуется помощь на охоте или в соревнованиях в стрельбе из лука, также помогает в боевом искусстве. В чем-то подобен Скади. В течение трех лет, во время отсутствия Одина, правил Асгардом.
Бальдр – сын Одина. Согласно мифам весть о смерти Бальдра станет знаком приближающегося Рагнарёка, когда должны будут схлестнуться в последней битве силы добра и зла.
Вали – мститель, еще один сын Одина. Мифы рассказывают как Вали отомстил за новорожденного Бальдра, когда того убили.
Хеймдаль – охранник. Надзиратель моста Бифрост у входа в мир богов Асгард. Хеймдаль является отцом всего человечества. Опекает такие качества как бдительность и ясновидение.
Скади – воительница, охотница, богиня снега и льда. Эта весьма сильная богиня покровительствует независимости женщин. Какое-то время была замужем за Ньёрдом. Встречается в сопровождении Одина и нескольких других богов.
Браги – бог покровительствующий красноречию, поэзии, мудрости. Его жена - Идунн.
Эйр – целительница, божество врачевания.
Форсети – бог справедливого суда, он всегда знает ситуацию с обеих сторон.
Фулла – верно служит Фрие. Она всегда приходит на помощь великим богиням в трудной работе.
Гефьён – покровительница добродетели. Ее называют также дарительницей и благосклонной. У нее можно просить в дар талант духовный или физический (вероятно, Гефьён – одно из проявлений Фрейи)
Гна – божество трансформации. Помогает расширению сознания, его «воспарению». Гна всегда сопровождает Фрию.
Хлин – защищает людей от грозящей им физической опасности. Также сопровождает Фрию.
Хёдр – бог, воплощающий в себе грубую слепую силу, побудитель конфликтов.
Идун – богиня, охраняющая золотые яблоки асов. Обеспечивает вечное обновление и сдерживает яростное проявление во Вселенной божественных сил.
Лофн – снисхождение, дает согласие на некоторые запретные действия, например, на тайную любовную связь. Одновременно близка как с Фрией, так и с Одином.
Сага – провидица, пророчица. Возможно одно из активных проявлений Фрии, так как владеет большими знаниями о будущих событиях.
Сьёфн – покровительствует любви. К Сьёфн обращаются ищущие взаимного внимания и любви.
Снотра – покровительница разума.
Син – эта богиня отрицания может стать мощным защитником в суде для обвиняемого.
Вар – честность. Гарантирует мщение за нарушенные обещания и клятвы.
Видар – тоже мститель, бог безмолвия. Видар является проекцией Одина и мстит за него, считая его своим отцом. Видара призывают на помощь в кризисные времена.
Вёр – мудра, проницательна. Богиня всеведения и всезнания. Получает свои знания на уровне интуиции.
Оестара – богиня зарождения всего нового, весеннего пробуждения.
Мани – бог Луны и Cунна – богиня Солнца. Эти два божества помогают решить множество практических вопросов. Их имена можно использовать в качестве основы для магических рунических формул и рунических заклинаний.
Некоторые другие волшебные существа:
Ётуны – гиганты. Воплощают собой силы Хаоса. Противостоят Богам и Богиням – представителям сил Порядка.
Эльфы. Могут быть светлыми или темными. Эти создания имеют свои собственные, подобные человеческим, миры – Alfheim и Svartalfheim. Внешне эльфы также схожи с человеком. Они дружат с богами и богинями, изредка посещают и мир людей Мидгард.
Гномы. Лучших кузнецов, чем гномы, во всех мирах не найти. Они живут под землей и там же создают великолепное оружие, красивейшие драгоценные украшения. Их изделия зачастую имеют волшебные свойства.
Оставить комментарий