Во все времена древние славяне весьма охотно ходили в лаптях. «Лапти», «лычаки», «лыченицы», «лычные сапоги» - от слова «лыко», но , невзирая на название, часто эта обувка сплетена была не только из лыка, также из бересты, порой и кожаных ремешков. Иногда славяне подшивали лапти кожей.
Каждое славянское племя имело свои способы плетения лаптя. Плели в косую либо прямую клетку, с пятки, с носка. Способы плетения лаптя различались по областям. Древние вятичи любили лапти в косую клетку, а славяне из Новгорода – тоже, но в основном из бересты и со значительно низенькими бортиками. Древляне, поляне, радимичи, дреговичи предпочитали лапти с прямой клеткой. Плести лапти – работа весьма несложная. Лапти плели мужчины как бы «между делом». Недаром и сегодня про крепко подвыпившего мужчину говорят, что совсем «не вяжет лыка», что значит не может выполнить элементарного. Плетя лапти, мужчина всю семью обеспечивал обувью, ведь специальных мастерских в помине не было.
Археологи находят достаточно много остатков стоптанных лаптей, инструменты, заготовки для плетения, которые называют «кочедыки». Их изготавливали из разных костей (ребер животных) либо из металла. Археологи нашли кочедыки, сделанные в каменном веке, это говорит о весьма глубокой древности лаптя. Интересен факт, что старообрядцы «кержаки», проживавшие в 19 веке на Урале, лапти не носили, однако, хоронили мертвых они только в лаптях. Распространены лапти были не только у западных и восточных славян, но и многих неславянских народов, живших в лесу – балтов, финно-угров, части германцев.
К ноге лапти крепились при помощи длинных завязочек – «поворозов» из кожи, веревочных «оборов». Несколько раз эти завязки перекрещивались на голенях. Легкость, дешевизна, гигиеничность, доступность лаптей доказательств не требует. Однако у них был недостаток – слишком малый срок службы. Лапти в зимнее время пронашивались за 10 дней, во время оттепели – за 4, а летом, особенно в страдную пору – за 3. Если предстоял долгий путь, то славяне обязательно брали с собой несколько пар лаптей про запас. Пословица гласит: «В путь идти – пятеро лаптей плести». У шведов даже термин существовал «лапотная миля». Под этим термином подразумевалось расстояние, которое пройти можно в одной паре.
Сложно представить, сколько лыка, бересты требовалось, дабы веками обувать славянский народ? Несложные подсчеты показали, что ежели древние славяне усердно выкорчевывали деревья ради ценной коры, то липовые леса и березняки пропали бы ещё в доисторический период. Однако сложно предположить, чтобы язычник, который всегда с почитанием относится к дереву, поступал бы столь душегубски. Вероятно, славяне владели разными методами брать часть древесной коры, при этом, не губя деревьев. Подобные приемы, по словам этнографов, известны были индейцам Америки, которые умудрялись раз за несколько лет брать кору с одного и того же деревца. Либо секрет в том, что львиная доля славян ходила от снега до снега главным образом босиком. Именно так полагают ученые.
Оставить комментарий